Романтическое средневековье, храбрые рыцари, прекрасные дамы, огонь в огромных каминах и непревзойденная красота дворцов – об этом думаешь, глядя на уникальный замок Нойшванштайн. Король Людвиг ІІ, своеобразный суровый и романтичный правитель, воздвиг на скале каменный замок с обязательными остроконечными башнями и зубцами. Воспевая лебедя – геральдическую птицу рода Швангау, предков короля Людвига, благодарный потомок посвятил этой гордой птице и интерьер замка, и его внешний вид.
Строительство в горах пятиэтажного здания, сложенного из вюртембергского песчаника и зальцбургского мрамора, требовало огромных усилий тогдашних зодчих. Поначалу взрывом опустили часть плато, подвели дороги, трубопроводы и прочие коммуникации, приступили к строительству ворот. Все помещения замка были обустроены с максимальным комфортом и роскошью. Интерьеры их являют собой иллюстрации к операм Вагнера и рыцарским легендам средневековья.
Король Людвиг безумно любил строить и обустраивать, поощрял применение самых современных строительных машин и приемов – подъемных кранов на паровой тяге, систем подъемных блоков.
Замок Нойшванштайн – поистине королевский замок. Тронный зал с настенной росписью, балюстрадой, пилястрами и ниша для трона, подобная базилике, говорит о божественном предназначении королей. Портреты шести королей, возведенных в ранг святых, расположены над тронным местом, здесь же изображения Христа, Марии и Иоанна, далее – 12 апостолов. Мозаичный пол представляет небесный шар с растениями и животными.
Огромное здание вместило в себя и иные залы, например, певцов, где предполагалось проводить музыкальные вечера знати. Кстати сказать, сейчас, когда здание замка выполняет роль музея, здесь вновь проводятся концерты.
Замок Золушки, киношный замок вымышленной Вулгарии – это проекции Нойшванштайна. Чайковский, будучи под впечатлением от замка, проникся идеей «Лебединого озера». Замок, летящий в небесах, гордый белый лебедь – это сказочное строение вдохновляет мастеров на создание нерукотворных шедевров.